Серия «Знаки» Егора Заики сделана фотографом на территориях бывших лагерей смерти нацисткой Германии, концентрационных лагерей и их окрестностях. На снимках - ландшафты, фрагменты новой инфраструктуры, возникшие на месте мучительной гибели миллионов, обнаруживают под собой память о катастрофе и диссонируют с историей места. Несмотря на то, что время может изолировать нас от ужаса произошедшего, “Знаки" предлагают нам интегральный взгляд на историю: насколько отделяет нас от прошедших событий тот факт, что мы находимся в настоящем? Фотографии художника стирают грань между трагедией и обыденностью, историческим артефактом и сиюминутным переживанием, прошлым и настоящим.
Лагерь смерти Треблинка (Треблинка-2) – один из самых смертоносных концентрационных лагерей. Сюда вела тупиковая железнодорожная ветка, соединенная с сетью через станцию Малкиня-Гурна, где эшелоны с узниками из Западной Европы подолгу стояли и переформировывались. На эту станцию приходили поезда из 50-60 вагонов, где находилось по 6000-7000 человек. 20 вагонов заезжали на территорию лагеря, остальные оставались ждать на станции. Лагерный офицер объявлял прибывшим, что они находятся в транзитном лагере, где примут душ, их одежда пройдет дезинфекцию, а затем они отправятся в другие рабочие лагеря. По словам одного из выживших узников, свидетельства которого послужили основой для рассказа Василия Гроссмана «……», прибывшие евреи из западно-европейских стран были уверены, что их вывозят в нейтральные страны. За большие деньги они приобрели у немецких властей визы на выезд и иностранные паспорта. А немцы всячески описывали удобства новой жизни, которая ждет переселенцев.
Однажды прибыл поезд с евреями-гражданами Англии, Канады, Америки, Австралии, которые «застряли» во время войны в Европе. После длительных хлопот они добились выезда в нейтральные страны. Все поезда из Западной Европы приходили без охраны, только с обычным обслуживающим персоналом, в составах этих поездов были мягкие вагоны и вагоны-рестораны.
Как и в других лагерях, Треблинка была разделена на три зоны – приемную, жилую и зону уничтожения. В Треблинке также был небольшой зоопарк для отдыха персонала рядом с бараками украинских охранников. Некоторые фотографии зоопарка можно увидеть в найденном фотоальбоме, принадлежавшем одному из комендантов лагеря Курту Францу. Этот альбом автор озаглавил «Schöne Zeiten” – хорошие времена или старые добрые времена.
Три газовые камеры находились в кирпичном здании, дизельная установка располагалась в прилегающем к зданию флигелю – там производился угарный газ для камер. Как и в других лагерях, в Треблинке нацисты придавали камерам вид душевых с целью создать у жертв впечатление, что они заходят, чтобы принять душ.
После реконструкции в августе 1942 года на порядок повысилась пропускная способность газовых камер в Треблинке, уступая лишь Аушвицу-Биркенау в более позднее время. Крематориев в Треблинке не было, трупы сбрасывались в гигантские братские могилы, а после марта 1943 г. – сжигались в гигантских ямах.
2 августа 1943 г. в Треблинке было поднято восстание узников, которое было жестоко подавлено, однако около 70 человек из числа бежавших уцелели. Вскоре после этого железнодорожный путь разобрали, а сам лагерь был ликвидирован.
2 августа 1943 г. в Треблинке было поднято восстание узников, которое было жестоко подавлено, однако около 70 человек из числа бежавших уцелели. Вскоре после этого железнодорожный путь разобрали, а сам лагерь был ликвидирован.